Полезная информация

1.jpg

                                   ЭТО  ПОЛЕЗНО  ЗНАТЬ

 БАРАБАН -  означает изначальный звук и любой звук вообще, ритм Вселенной, а также речь, божественную истину и откровение, традицию. 

Атрибут всех богов грозы : барабан, литавры, тамбурин, применялись для поддержания нужного ритма в экстатических танцах.

У африканских племен барабан  является символом сердца и обладает магической силой.

В буддизме барабан – глас Закона, барабан бессмертия  во тьме мира. Предвещает радостные события.

Звук барабана Дхармы пробуждает невежд и ленивцев.

У китайцев барабан также олицетворяет голос Небес и является эмблемой даосского бессмертного гения Чанг Куо-Лао.

В Древней Греции барабан считался символом сексуальных оргий и применялся  в экстатических танцах.

В индуизме барабан – атрибут богов- разрушителей Шивы,Кали и Дурги. Эмблема богини музыки и искусств Сарасвати.

Барабан Шивы создает изначальный звук творения.

У японцев звуком барабана созывают на молитву, а сам инструмент ассоциируется с петухом.

У фригийцев является атрибутом Великой Матери, подобной Кибеле и другим богиням.

Барабан, цимбалы (тарелочки) и тамбурин (бубен) применялись в ритуальных экстатических танцах, посвященных этим богиням.

В шаманизме барабан обладает магической силой для вызывания духов. Считается, что он сделан из Космического Древа.

Из Энциклопедии «Древние символы и их значение»

 Этнические музыкальные инструменты: барабаны, национальные гитары, варганы, маракасы, диджериду, ксилофоны, перкуссия и др.

  Различные барабаны (джембе, там-тамы и т.д.)

2.jpg

3.jpg4.jpg

 5.jpg  6.jpg

7.jpg

 

Табла.

8.jpg

9.jpg

Бубен.

10.jpg

11.jpg

 

Дамару.

12.jpg

12.jpg

 

Бонги.

13.jpg

14.jpg

  Колокольчики.

15.jpg

 

Караталы ( цимбалы).

16.jpg

 

Гонг тибетский (5 металлов).

17.jpg

 

 

 


Маракасы, этническая перкуссия.

18.jpg

19.jpg

20.jpg21.jpg

22.jpg23.jpg

24.jpg25.jpg

26.jpg27.jpg28.jpg

 29.jpg30.jpg

 

Диджериду.

31.jpg

.

32.jpg

  33.jpg

Диджериду из эвкалипта, резной, великолепный голос.

34.jpg

- диджериду из бамбука, роспись. 

 

 

 Примеры некоторых варганов

 

35.jpg

36.jpg37.jpg

38.jpg

39.jpg40.jpg

 41.jpg42.jpg

43.jpg

                  Этнические музыкальные инструменты.

         В настоящее время музыка является самым обычным, уже всем привычным и неотделимым атрибутом повседневной жизни. Мы слушаем ее дома, на работе, в машине, в общественном транспорте, создаем фон при встрече гостей, устраиваем музыкальные вечеринки, все самые важные события жизни сопровождаются соответствующими музыкальными композициями.

            Музыка везде! Но как часто мы задумываемся, когда родилась и как развивалась этническая музыка, та самая музыка, которая предшествовала всем этим привычным для нас музыкальным стилям и направлениям, музыка, охватывающая мир, акцентирующая народную культуру, самобытную, радостную, теплую.

          Первые этнические музыкальные инструменты появились еще до нашей эры. Археологами были найдены всевозможные предметы с рисунками, которые были созданы еще 20000 лет до н.э. На этих рисунках изображены музыканты с духовыми и струнными музыкальными инструментами, наподобие современных флейт и арф. Однако музыка появилась еще раньше. Можно смело предположить, что музыка была всегда.

 

44.jpg 45.jpg 46.jpg

        Окружающий нас Мир – вот она, самая древняя симфония! Порывистыми волнами несется ветер, со свистом путаясь в кроне деревьев, шелестит листьями, шатает скрипящие, старые ветви, сгоняет с них радостно щебечущих птиц; задорно журчит ручеек, впадающий в бурную реку, чье шумное течение несет ее воды к грохочущему водопаду; играющая рыба со звонким плеском подпрыгивает над поверхностью реки;  раскаты грома в грозу вплетаются в барабанную дробь дождя; волк призывно воет на луну, а крохотней кузнечик выводит свою звонкую, стрекочущую трель…

47.jpg

         Определенная и очень своеобразная этническая музыка с древних времен сопровождала все обряды и  ритуалы народов мира, независимо от их религиозных верований и убеждений. Создание общего ритма помогала племенам в выполнении физически сложной работы, требующей совместных усилий, например, если нужно было перенести что-то тяжелое. По мере исторического эволюционного развития культур и, соответственно, и этнических музыкальных инструментов музыка приобретала все более сложные формы и становилась необходимой и неотъемлемой частью человеческой жизни.

 Этническая музыка – один из наиболее ярких способов самовыражения народов мира, она воплощает в себе культуру, быт, и менталитет народа, является отражением привычной ему природной сферы обитания. И у каждого народа есть свои уникальные этнические музыкальные инструменты, которые имеют свое определенное звучание, и обладают характерными способами игры на них.

        Каждый раз, когда мы слышим диджериду, мы представляем племена аборигенов Австралии. А о каких музыкальных инструментах вы вспоминаете, думая об Африке? Конечно, о бодрящем ритме этнических барабанов! И разве можно спутать с чем-то пленительную арабскую музыку, которая так ярко повествует своими звуками о песках, верблюдах и роскошных восточных красавицах.

 

48.jpg 49.jpg

50.jpg

             Этническая музыка – это индивидуальность народа, выраженная в звуке.

Этнические музыкальные инструменты – после длительного периода забвения в наши дни уверенно возвращают свою популярность в современном мире. Конечно, это в первую очередь связано с тем, что этническая музыка всегда была очень гармонична с человеческой природой, она обладает не только музыкально-эстетическими достоинствами, но и целительными. Такая музыка способна лечить депрессию, помогает справляться со стрессами, успокаивает нервную систему, дарит волшебное настроение, и яркий эмоциональный заряд своему преданному слушателю.

 

          Таким образом, уникальная, самобытная, необыкновенная этническая музыка -  это тайное «секретное оружие» тех, кто хочет жить в гармонии с собой, быть счастливым, радостным, успешным и идти в ритме времени, как бы странно это не звучало.

                                    Этнические барабаны.

      Барабаны были созданы на заре человеческой цивилизации. В древних руинах Месопотамии археологами были найдены небольшого размера цилиндрические барабаны, датируемые около 3000 лет до н.э. Немногим известно, что на территориях современной Германии и Чехии древние племена использовали большие кубкообразные барабаны, самые ранние из которых датируются 3600 лет до н. э. ( а по некоторым данным и до 7000 лет до н. э.). Их делали из глины, и они имели высоту от 15 до 45 см. Аналогичные формы были найдены на Алтае, их возраст около 500 лет до н. э. В Европейской культурной традиции первый кубкообразный барабан встречается на миниатюре в кантигах Альфонса Мудрого (1221 – 1284 г. н.э). Девушка на изображении держит барабан на плече в марокканской манере. В миниатюрах Персии изображения барабанов появляются с XIX века и расположены они уже на коленях.

          В наши дни барабаны чрезвычайно популярны во всех уголках планеты. Их делают из различных материалов и во всевозможных формах.

 Джембе.

51.jpg 52.jpg

Джембе - средних размеров барабан, как правило около 50-60 см в высоту. Родиной джембе считается Западная Африка, Мали. В Африке джембе играет роль не только музыкального инструмента, но и является средством оповещения населения о том или ином проишествии. Джембе похож на кубок : нижняя часть высокая и довольно тонкая, открытая с нижнего торца. Верх обтянут козьей шкурой, силу натяжения можно регулировать при помощи специальных металлических колец. Ножка барабана выполнена из местных пород дерева и украшена традиционными африканскими орнаментами. Играют на джембе руками, слегка усаживаясь на боковую часть барабана, или стоя ( в таком случае барабан крепится на веревке, перекинутой через шею или плечо). Для изготовления этого вида барабанов используется цельный кусок дерева, который очищается изнутри, эта вырезанная полость обеспечивает нужный резонанс и глубокий басовый звук. Основу игры составляют три звука – низкий, средний и высокий, которые получают от ударов в разные части мембраны.

 

Табла.

53.jpg 54.jpg

Табла. Как только заходит речь о традиционных индийских барабанах, как на ум сразу приходят табла – барабаны с глубоким, чарующим, проникновенным звучанием. Табла состоит из пары барабанов, которые в совокупности создают высокие и низкие звуки. Один из барабанов – большой, второй – маленький. Маленький табла сделан из дерева, на нем играют правой рукой. Он производит высокий, как будто «скользящий» звук, очень напоминающий человеческий голос, за это качество его прозвали говорящим барабаном. Большой табла делается из металла и называется дага. На нем играют левой рукой, и он создает низкий басовый звук. Играют на табла сидя, с использованием обеих рук, причем в извлечении звука участвует вся ладонь.

 

Бонго.

55.jpg

Бонго - в настоящее время это кубинский ударный инструмент, хотя своим происхождением бонго обязан Африке. Бонго состоит из двух соединенных между собой барабанов. Эти барабаны разного размера. Большой барабан отождествляется с женским началом, а маленький – с мужским. Женский располагается по правую руку музыканта, как правило, он более низко настроен, считается основным.  Играют на бонго обычно сидя, зажав барабан между икрами ног. Музыкант, который исполняет барабанные ритмы на бонго, по-испански называется «бонгосеро».

Без этого вида ударных просто невозможно представить себе латиноамериканскую и кубинскую музыку. 

 

Дарбука.

56.jpg

Дарбука -  небольшой старинный барабан, распространенный на Ближнем Востоке, Египте, на Балканах и в Закавказье. Дарбука имеет форму кубка. Традиционно сделан из глины и козлиной кожи, сейчас широкое распространение получили металлические дарбуки. Барабан имеет два отверстия, одно из них (то, что шире) закрыто мембраной. В каждом регионе существует свое традиционное название этого вида перкуссии. Соответственно, форма и материал изготовления могут немного отличаться. Играют на дарбуке сидя, как правило, зажимая между колен, инструмент располагают с левой стороны.

Дарбука – это стихия огня, эти ритмичные звуки заставляют слушателей двигаться, следовать ее звучанию. В арабских странах этот музыкальный инструмент звучит во всех популярных, современных хитах. Не стоит также забывать, что дарбука – это основной аккомпонирующий инструмент для танца живота.

 

Тибетский барабан Дамару.

57.jpg 58.jpg

Тибетский барабан Дамару представляет собой не только музыкальный инструмент, но и особый предмет ритуального рода. Дамару активно применяется в различных тантрических практиках. На обе стороны этого барабана туго натянута кожа, средняя часть несколько сужается, она обвязана, и от нее отходит ручка и две веревки, к которым прикреплены деревянные, кожаные или костяные грузики, создающие ударный ритм при ударе о кожаные мембраны инструмента.

Дамару широко применяют в разных религиозных ритуалах. И особенно в тех, которые имеют особое мистическое и эзотерическое значение. Обе части этого барабана символизируют преходящий характер человеческой жизни, двойственность Сансары, с ее извечным непостоянством, а одновременные удары по обеим сторонам дамару – объединение в недвойственности.

Традиционно дамару используется тибетцами, непальцами и индусами в ритуалах, которые связаны с поклонением Шиве, ибо по преданию, дамару его любимый инструмент.

 

Бубен.

59.jpg

Бубен, или рамочный барабан, - это цилиндрический барабан с более узким – по сравнению с диаметром мембраны – обручем, или корпусом. Бубны – одни из самых древних музыкальных инструментов. Их всевозможные изображения можно увидеть, к примеру, на барельефах Древнего Египта, древнеримских фресках, вазах Шумера. И каждое такое изображение  говорит об исключительно важной сакральной роли бубнов в духовной жизни людей того времени. Изображения описывают религиозные процессии или обрядовые, культовые танцы-мистерии. Важная духовно-мистическая роль этих инструментов в какой-то степени сохранилась и в наши дни. Камлание под шаманские бубны, трансовые погружения дервишей, стремительные итальянские тарантеллы (и не думайте удивляться – эти итальянские танцы – тоже являются пережитком древних мистерий), и многое-многое другое – все это мы можем услышать, и увидеть и в наш бурный век технического прогресса и интернета.

 

Рик. 

60.jpg

Рик – это маленький бубен с пятью парами цымбал. Чаще всего рик используется классической или эстрадной музыке, и в некоторых видах восточных танцев.

 

Караталы.

61.jpg

Караталы – это один из ритуальных индийских ударных инструментов. Караталы представляют собой два отдельных диска, которые связаны между собой веревкой, звук извлекают при помощи ударов дисков друг о друга. Диаметр и форма дисков должны быть абсолютно идентичны, чтобы диски звучали в унисон. Караталы – это, пожалуй, самые звонкие ударные инструменты.

Точно так же как и поющие чаши, караталы являются сакральными ритуальными предметами, активно используемыми буддистскими монахами и наследниками шаманской традиции. Буддисты читают под них мантры. В Непале и Индии они являются необходимым музыкальным инструментом для исполнения религиозных песнопений «бхаджан». Также на Востоке караталы применяют в так называемом «звуковом массаже», «исцелении звуком». Подобно поющим чашам, в состав каратал входит от пяти до семи металлов. Караталы могут быть всевозможных размеров, у каждой пары – свой особенный, неповторимый звук. Чаще всего караталы - гладкие, но бывают и расписные караталы, украшенные гравировкой и изображениями восьми священных символов – Астамангалы.

 

                       Маракасы и этническая перкуссия.

Маракасы.

62.jpg 63.jpg

Маракасы (или мараки) – старинные ударно-шумовые музыкальные инструменты жителей Антильских островов – индейского племени таино.  Маракасы – это своеобразная разновидность погремушек, которые при потряхивании издают характерный шипяще-песочный звук. В наши дни маракасы невероятно популярны на всей территории Латинской Америки, без них просто невозможно представить себе латиноамериканскую музыку.

Чаще всего, музыканты используют одновременно пару этих колоритных погремушек – по одной на каждую руку.

Маракас состоит из твердой оболочки, наполненной разными мелкими предметами. Традиционно эту оболочку изготавливали из хорошо просушенных плодов горлянкового дерева игуэро. Часто маракасы делают из кокосовых и других видов орехов. Можно встретить маракасы из дерева, кожи, металла и пластика.

Звук маракасов напрямую зависит от размера оболочки, от того, какой использовался материал, и, конечно, от состава наполнителя. Наполняют маракасы обычно семенами растений, крупой, бобами или мелкой галькой.

Так как эти этнические музыкальные инструменты делаются вручную, - каждая пара маракасов имеет свое индивидуальное, неповторимое звучание.

 

Шекере (шейкер).

64.jpg 

Шекере сильно напоминает маракас, но обычно немного больше по размеру и не содержит внутри никакого наполнителя. Снаружи шейкер оплетен сеткой с бусами, семенами или небольшими орехами. Сам корпус инструмента изготовлен из дерева, бамбука или высушенной тыквы-горлянки. Этот музыкальный инструмент держат прямо перед собой на полусогнутых руках. Играть можно разными способами, -  вращая или слегка потряхивая, что делает музыкальные возможности шекере намного шире, чем у его брата – маракаса.

 

Гуиро.

65.jpg66.jpg

Гуиро (исп.) – латиноамериканский музыкальный инструмент. Это еще один ценный музыкальный подарок миру от антильских индейцев таино. Индейцы изготавливали гуиро из плодов горлянкового дерева игуэро. Современныегуиро делают также из дерева и бамбука. По форме гуиро могут представлять собой обычную деревянную дощечку с насечками сверху, или фигурку какого-либо животного (чаще всего лягушки) с аналогичными насечками на спинке. Играющий на гуиро музыкант водит по этим насечкам специальной палочкой-скребком, которая называется пуа, извлекая характерный стрекочущий звук, как будто лягушка квакает или забавляется кузнечик. 

 

Трещотка.

67.jpg 68.jpg

Трещотка – невероятно веселый, радостный и громкий инструмент. Основной принцип извлечения звука понятен всем, кто в детстве крепил к велосипедной раме кусочек пластика, для того чтобы при езде получить звук мопеда или мотоцикла. В зависимости от скорости, можно получить треск разной высоты.

 

Кастаньеты.

69.jpg 70.jpg

Кастаньеты в переводе с латыни означают «каштан». Кастаньеты представляют собой две пластинки-ракушки, связанные между собой в верхней части. Самое широкое распространение кастаньеты получили в Испании, южной части Италии и Латинской Америке. Однако подобные музыкальные инструменты сопровождали танцы и песни еще во времена Древнего Египта и Древней Греции.

Кастаньеты держат в обеих руках, при этом правой рукой вырабатывают основную ритмику, а левой ее «опорные точки».

В настоящее время кастаньеты активно используют танцоры, особенно часто в стиле «фламенко».

 

Ксилофон.

71.jpg 72.jpg

Ксилофон (от греч. дерево+звук) – ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звука. Ксилофон имеет очень древнее происхождение. Первые простые инструменты такого типа встречались у разных народов Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В Европе ксилофон впервые был упомянут в XVI веке Арнольдом Шликом в его трактате о музыкальных инструментах.

Ксилофон представляет собой ряд деревянных, а в настоящее время все чаще – металлических, брусков разной величины. Каждый такой брусок настроен на определенную ноту. Музыкант ударяет палочкой с шарообразным наконечником, или специальным молоточком по брускам с четкой, заданной мелодией, последовательностью.

Зачастую, ксилофон становится первым музыкальным инструментом ребенка, он отлично развивает музыкальный слух и чувство ритма.

 

Чимес.

73.jpg 74.jpg

Чимес – это набор подвешенных вертикально металлических трубочек разной длины. Эти трубочки называются «чаймсами» или «бар чаймсами», а сам музыкальный инструмент – «чайм три». Этот удивительно звонкий музыкальный инструмент был изобретен американцем Марком Стивенсом в 1967 году. Диаметр трубочек обычно составляет около 6-8 мм. Расположены они в порядке убывания или нарастания высоты звучания, что дает возможность музыканту воспроизводить нисходящие или восходящие глиссандо. Играют на чимесе, проводя по нему специальной металлической или деревянной палочкой, или рукой.  Мелодичный звон необычайно красив и напоминает неторопливый, плавный звук накатившей морской волны.

 

Калимба.

75.jpg 76.jpg 77.jpg

Калимба (каримба) – самый распространенный после барабанов музыкальный инструмент в Центральной и Южной Африке, а также на Антильских островах. Калимба используется как в традиционных обрядах, так и профессиональными музыкантами. Часто ее называют «африканским ручным фортепьяно». Калимба – это достаточно виртуозный музыкальный инструмент, который предназначен для красочных мелодических рисунков, но,  тем не менее, - вполне пригодный для игры аккордами. Большие калимбы почти всегда применяется в качестве аккомпанирующего инструмента, придавая непередаваемый басово-низкий гул живым ритмам африканской музыки. Маленькие по размеру калимбы издают звуки, напоминающие звучание музыкальной шкатулки. Играют накалимбе, положив ее на руки или на колени, большим пальцем аккуратно надавливая и отпуская кончики металлических язычков.

 

                 Этнические духовые инструменты.

Диджериду.

78.jpg 79.jpg

Диджериду. Пожалуй, если можно сказать, что звуки этнических барабанов – это сердцебиение планеты, то этнические духовые инструменты – это ее голос. Каждый народ ощущает энергию земли по-своему, поэтому и инструменты, и музыка такие разные, хотя, по сути, несут один и тот же смысл – ощущение своих истоков, корней, гармония с природой и Вселенной.

80.jpg 81.jpg

Для аборигенов Австралии этим голосом Земли стал музыкальный инструмент – диджериду.

Диджериду по форме напоминает большущую, достигающую 3х метров длиной, полую трубку. Это название, очень похожее на звучание самого инструмента, ему дали европейцы, когда впервые увидели диковинную трубу у коренных австралийцев.

82.jpg

Это невероятно древний этнический духовой инструмент. Коренные жители ищут полый, выеденный изнутри термитами, ствол эвкалипта, обрабатывают и полируют его снаружи, украшают резьбой и росписью. Диджериду готов. Также диджи делают из тростника, бамбука и разных пород дерева. Однако лучшими считаются традиционные эвкалиптовые диджериду.

Для коренных жителей Австралии диджериду – это не просто какой-то там духовой музыкальный инструмент, это - философия, это - образ жизни, это - связь между миром живых и миром духов, это - звук, несущий гармонию. Именно поэтому они так радостно относятся к растущей популярности своей этнической трубы. Ведь чем больше людей играет на этом инструменте, тем больше положительных энергетических звуковых волн, которые приводят мир в гармонию и равновесие. Так что не сомневайтесь. Присоединяйтесь! Купите дидж и наполняйте мир теплом и светом.

 

Этническая флейта.

83.jpg 84.jpg

Этническая флейта – самый распространенный этнический духовой инструмент, имеющий множество названий : свирель, дудка, сопель и др. Если не углубляться в профессиональную терминологию, можно сказать, что все они представляют собой полые трубки с отверстиями и относятся к одной группе музыкальных инструментов. Самой большой популярностью пользуются флейты из бамбука или дерева, хотя в наши дни их делают из всевозможных материалов.

Этнические флейты делятся на поперечные и продольные. У поперечных флейт лабиальное (вдувательное) отверстие расположено сбоку трубки, а у продольных параллельно выходному отверстию, т.е. один конец смотрит прямо, а в другом находится лабиальное отверстие.

85.jpg

Ярким примером продольных флейт является многотрубочная флейта Пана, состоящая из нескольких трубочек разной длины, выровненных с одного конца. Такое название взято из греческого мифа, в котором рассказывается о том, как в речную нимфу влюбился козлоподобный бог лесов и пастухов – Пан. Понятное дело, что от такого женишка нимфа была не в восторге, поэтому она пряталась от него в болотном тростнике. Именно из этого тростника Пан и сделал себе музыкальный инструмент с таким манящим звуком.

 

Варган.

86.jpg

Варган (от лат. «органум» - музыкальный инструмент) – один из самых древних музыкальных инструментов, который прошел сквозь многие века и почти не изменил свой внешний вид. Варган – это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира имеет различные названия. С глубокой древности считается, что игра наваргане и само его чарующее звучание прочищают сознание, дают жизненную силу человеку, гармонизируют функции всех внутренних органов.

Этот музыкальный инструмент в том или ином виде существовал практически на всех континентах. Так называемый пластинчатый варган был предком современного варгана. Когда люди еще не знали железа, они делали варганы из различных подручных материалов, - из дерева, бамбука, костей животных и рыб, и др. И вот появились металлические варганы. Сперва они были похожи на пластинчатые, но со временем несколько видоизменились. Для еще большей выразительности звука и увеличения громкости, к инструменту добавили металлическую дугу. Такие варганы назвали дугообразными или дуговыми.

В наши дни в магазинах можно приобрести алтайские (дуговые варганы) или пластинчатые вьетнамские (Лаосские) варганы – Дан мои. Каждый вид варганов имеет свою определенную специфику извлечения звука и характерное звучание. Так как варганы делаются вручную,- невозможно найти два одинаково звучащих инструмента.

Истинное восхищение музыкальной игрой на варгане пронизывает все времена и страны, варганная музыка проникла во все музыкальные стили. Музыканты-варганисты выдают сложнейшие, виртуознейшие импровизации, которые не оставляют равнодушным ни одного слушателя.

Простейшее конструктивное устройство варгана и одновременно необычайно сложная техника игры на нем, его богатейшие музыкальные возможности, огромный потенциал, позволяют назвать этот музыкальный инструмент – главным этническим музыкальным инструментом XXI века.

 Ковбелы

  

87.jpg

Ковбелл, «коровий колокольчик», действительно похож на колокольчик, который вешают на шею коровам. У ковбелла такая же призматическая форма, но нет язычка.

Исполнитель во время игры ударяет по инструменту специальной  палочкой, регулируя пальцами интенсивность и насыщенность звучания.  Существует также специальная техника игры на ковбелле с помощью контрабасового смычка.

У ковбелла резкий, пронзительный, короткий звук.  Традиционно ковбелл используют в латиноамериканской музыке, особенно в  сальсе. В Латинской Америке инструмент знают как «сенсерро» и «кампана».  Ковбеллчасто используется в современной популярной и рок-музыке. Обычно партию ковбелла играют на нескольких инструментах разной высоты звучания.

     88.jpg      89.jpg

Чимесы

90.jpg

Чимесы, или чаймсы, состоят из набора вертикально подвешенных металлических цилиндров различной длины. Эти цилиндры и называются «чаймсы» или «бар чаймсы», а инструмент в целом — «марк три» (mark tree) или «чайм три» (chime tree).

Инструмент был изобретён в 1967 году американцем Марком Стивенсом.  Название «марк три» (буквально «подвеска Марка») ввёл легендарный  ударник Эмили Ричардс в честь изобретателя чаймсов.

Диаметр чимесов обычно составляет около четверти  дюйма (6 мм). Они расположены в порядке высоты звучания, что позволяет  производить восходящее и нисходящее глиссандо.

Играют на инструменте, проводя по нему металлической палочкой или рукой. Сталкиваясь друг о друга, чимесы издают звон неопределённой высоты, поскольку их не настраивают по нотам. Тем не менее, чаще всего два соседних чимеса имеют разницу по высоте звучания примерно в полтона.

91.jpg92.jpg

Чимесы обычно не используются в качестве   самостоятельного инструмента. Они нашли широкое применение для создания   специального эффекта в неоклассике, джазе и эстрадной музыке.