Дом, где солнце светит ярче

Проект "Дом, где солнце светит ярче" -  внедрение инновационных технологий в доме дневного пребывания "Солнечные дети".
при поддержке Благотворительного фонда "Абсолют-Помощь".

Что на самом деле нужно «солнечному» ребенку? Нужно научить его жить. Это не так просто, как кажется: то, что обычным людям дает природа, ему приходится зарабатывать большим трудом. Мы им помогаем, как можем и проект «Дом, где солнце светит ярче», при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» создан для этого.

Проект реализуется в формате клубной деятельности, которая дает возможность формировать социально-значимые навыки подросткам с ментальными нарушениями в максимально комфортной обстановке, в свободном общении. Клубные занятия – это ни в коем случае не урок. Это деятельность, которая близка детям, вызывает у них интерес и в процессе ее течения осуществляется свободное общение с другими детьми, педагогами. Мягко, ненавязчиво, тесно взаимодействуя с ребенком, мы помогаем ему овладеть важными, необходимыми навыками.

Мы разработали и реализуем в Проекте систему «Лестница навыков» – это поэтапное формирование социальных и трудовых навыков для профессиональной деятельности подростка и его возможного трудоустройства* по достижению 16 – 18 лет. Учить этому детей нужно с самого раннего возраста, поэтому направления работы в Проекте проходят для разных возрастных групп с учетом этапов формирования социально-значимых навыков, интересов, особенностей детей и подростков.

Особенность занятий заключается в том, что мы используем в работе инновационные технологии социальной реабилитации, которые хорошо зарекомендовали себя в развивающем процессе детей с ментальными нарушениями: игровые технологии, элементы эрготерапии, технологии альтернативной и дополнительной коммуникации, проектная деятельность и т.д. 

В Проекте реализуется и инклюзивное взаимодействие: нам помогают волонтеры – это студенты СУЗов и ВУЗов города. Процесс совместной деятельности волонтеров и подростков Проекта дает очень хорошие результаты: волонтеры знакомятся с особенностями «солнечных» детей, а дети-участники Проекта получают опыт взаимодействия с нормотипичными подростками.

Для детей раннего возраста предусмотрены занятия по программе «Логоритмика». Это специально организованная музыкальная подвижная игра.
Направления работы, задачи
 Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой детей: мы учим детей ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью, формируем алгоритмы выполнения игровых действий, учим принимать цели и произвольно включаться в деятельность и т.д..
 Формирование учебного поведения: формируем умение выполнять инструкции педагога, учим выполнять действия по образцу и по подражанию, создаем предпосылки для развития внимания.
 Развитие речи.

Для детей постарше –  программа «Играем в дом»
Направления работы, задачи
 Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале, представления о собственном теле, формирование умения определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания и т.д.
 Формирование умения решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться, выполнять простые обязанности и др. 
 Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
 Формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Программа «Социально-бытовая ориентировка»
Направления работы, задачи
 Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, формирование умения использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности и т.д.
 Финансовая грамотность: формирование осознанного экономического (финансового) поведения, финансовой ответственности, умение осуществлять счет, формирование знаний содержания понятий «деньги», «купюры», «монеты», формирование умение экономить и сберегать; умение возвращать долги и др. 

Программа «Общефизическая подготовка»
Направления работы, задачи
Развитие моторики и координации, взаимовыручки, дисциплины.

Программа «Сказочная мастерская» 
Направления работы, задачи
 Формирование умения слушать сказки и следить за театрализованной деятельностью.
 Формирование умения анализировать текст, давать оценку героям произведений, адекватно оценивать их поступки.
 Способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
 Способность к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
 Формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, принятыми в обществе.

Программа «Столярное дело»
Направления работы, задачи
 В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их.
 Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. 
 Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. 
 Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. 
 Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Программа «Танцы»
Направления работы, задачи
 Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
 Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, устойчивости и координации), ,,
 ,изучение танцевальных элементов;
 Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
 Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
 Одна из задач курса — привить учащимся культуру общения с другими детьми, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, конкурсов, танцевальных игр и соревнований.

Программа «Швейное дело»
Направления работы, задачи
 Расширить возможности дальнейшего трудоустройства подростков, 
 В большей степени коррегировать недостатки их умственного и физического развития благодаря доступности изучаемого материала,
 Подготовить их к будущей семейной жизни, обучив необходимым в домашнем хозяйстве навыкам, 
 Обеспечить более успешную социальную реабилитацию и адаптацию в самостоятельной жизни.

Программа «Летний лагерь»
Направления работы, задачи
 Закрепить навыки, полученные в течение года в интенсивных ежедневных занятиях в игровой форме;
 Проработать доступные навыки самообслуживания в рамках смоделированной ситуации.
У проекта очень много плюсов: это улучшение возможностей социализации, общение со сверстниками, немного свободного времени для родителей, чтобы хоть немного подумать о себе. 
Для нас – это возможность профессионального роста. Мы все еще многого не знаем о наших детях, не осознаем их возможностей: в чем-то преувеличиваем их, в чем-то преуменьшаем. Но теперь мы знаем точно, что то, что мы делаем сейчас, помогает детям и подросткам по-настоящему, без формальностей и в нашем дому солнце для них светит ярче.



absolut.png