Дом, где солнце светит ярче

Проект "Дом, где солнце светит ярче" -  внедрение инновационных технологий в доме дневного пребывания "Солнечные дети".
при поддержке Благотворительного фонда "Абсолют-Помощь".

Что на самом деле нужно «солнечному» ребенку? Нужно научить его жить. Это не так просто, как кажется: то, что обычным людям дает природа, ему приходится зарабатывать большим трудом. Мы им помогаем, как можем и проект «Дом, где солнце светит ярче», при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» создан для этого.

Проект реализуется в формате клубной деятельности, которая дает возможность формировать социально-значимые навыки подросткам с ментальными нарушениями в максимально комфортной обстановке, в свободном общении. Клубные занятия – это ни в коем случае не урок. Это деятельность, которая близка детям, вызывает у них интерес и в процессе ее течения осуществляется свободное общение с другими детьми, педагогами. Мягко, ненавязчиво, тесно взаимодействуя с ребенком, мы помогаем ему овладеть важными, необходимыми навыками.

Мы разработали и реализуем в Проекте систему «Лестница навыков» – это поэтапное формирование социальных и трудовых навыков для профессиональной деятельности подростка и его возможного трудоустройства* по достижению 16 – 18 лет. Учить этому детей нужно с самого раннего возраста, поэтому направления работы в Проекте проходят для разных возрастных групп с учетом этапов формирования социально-значимых навыков, интересов, особенностей детей и подростков.

Особенность занятий заключается в том, что мы используем в работе инновационные технологии социальной реабилитации, которые хорошо зарекомендовали себя в развивающем процессе детей с ментальными нарушениями: игровые технологии, элементы эрготерапии, технологии альтернативной и дополнительной коммуникации, проектная деятельность и т.д. 

В Проекте реализуется и инклюзивное взаимодействие: нам помогают волонтеры – это студенты СУЗов и ВУЗов города. Процесс совместной деятельности волонтеров и подростков Проекта дает очень хорошие результаты: волонтеры знакомятся с особенностями «солнечных» детей, а дети-участники Проекта получают опыт взаимодействия с нормотипичными подростками.

Для детей раннего возраста предусмотрены занятия по программе «Логоритмика». Это специально организованная музыкальная подвижная игра.
Направления работы, задачи
  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой детей: мы учим детей ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью, формируем алгоритмы выполнения игровых действий, учим принимать цели и произвольно включаться в деятельность и т.д..
  • Формирование учебного поведения: формируем умение выполнять инструкции педагога, учим выполнять действия по образцу и по подражанию, создаем предпосылки для развития внимания.
  •  Развитие речи.


Для детей постарше –  программа «Играем в дом»
Направления работы, задачи
  • Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале, представления о собственном теле, формирование умения определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания и т.д.
  • Формирование умения решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться, выполнять простые обязанности и др. 
  • Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
  • Формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье.


Программа «Социально-бытовая ориентировка»
Направления работы, задачи
  • Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, формирование умения использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности и т.д.
  • Финансовая грамотность: формирование осознанного экономического (финансового) поведения, финансовой ответственности, умение осуществлять счет, формирование знаний содержания понятий «деньги», «купюры», «монеты», формирование умение экономить и сберегать; умение возвращать долги и др. 


Программа «Общефизическая подготовка»
Направления работы, задачи
Развитие моторики и координации, взаимовыручки, дисциплины.

Программа «Сказочная мастерская» 
Направления работы, задачи
  • Формирование умения слушать сказки и следить за театрализованной деятельностью.
  • Формирование умения анализировать текст, давать оценку героям произведений, адекватно оценивать их поступки.
  • Способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
  • Способность к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  • Формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, принятыми в обществе.


Программа «Столярное дело»
Направления работы, задачи
  • В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их.
  • Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. 
  • Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. 
  • Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Программа «Танцы»
Направления работы, задачи
  • Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
  • Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, устойчивости и координации), изучение танцевальных элементов;
  • Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
  • Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
  • Одна из задач курса — привить учащимся культуру общения с другими детьми, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, конкурсов, танцевальных игр и соревнований.


Программа «Швейное дело»
Направления работы, задачи
  • Расширить возможности дальнейшего трудоустройства подростков, 
  • В большей степени коррегировать недостатки их умственного и физического развития благодаря доступности изучаемого материала,
  • Подготовить их к будущей семейной жизни, обучив необходимым в домашнем хозяйстве навыкам, 
  • Обеспечить более успешную социальную реабилитацию и адаптацию в самостоятельной жизни.


Программа «Летний лагерь»
Направления работы, задачи
  • Закрепить навыки, полученные в течение года в интенсивных ежедневных занятиях в игровой форме;
  • Проработать доступные навыки самообслуживания в рамках смоделированной ситуации.
  • У проекта очень много плюсов: это улучшение возможностей социализации, общение со сверстниками, немного свободного времени для родителей, чтобы хоть немного подумать о себе. 
  • Для нас – это возможность профессионального роста. Мы все еще многого не знаем о наших детях, не осознаем их возможностей: в чем-то преувеличиваем их, в чем-то преуменьшаем. Но теперь мы знаем точно, что то, что мы делаем сейчас, помогает детям и подросткам по-настоящему, без формальностей и в нашем дому солнце для них светит ярче.



при поддержке Благотворительного фонда "Абсолют-Помощь"



Отзывы родителей
Хочу выразить огромную благодарность организации «Солнечные дети» и всех причастным к данному проекту «Дом, где солнце светит ярче».
Все занятия имеют огромную ценность для наших детей. К ребятам на занятия приходили и актеры из кукольного театра и музыканты из филармонии, и студенты из колледжа культуры, это оказывает всестороннее развитие ребят, повышается познавательный интерес, расширяется кругозор, ведь можно не только посмотреть, но и самим поучаствовать в действии, у ребят был неподдельный восторг. Ну и здорово, что ребята всё так же не перестают нас баловать вкусняшками, которые они сами готовят вместе с преподавателями. Так же спасибо ребятам волонтерам, что они в свой выходной «сердце отдают детям», это дорогого стоит. Моему сыну Алексею безумно нравятся все занятия, он каждую неделю ждёт субботы, просыпается раньше всех членов семьи, показывает жестом, что нужно ехать на машине. А если ребенок сам рвется на занятия, значит все просто на высоте. Спасибо огромное за ваш труд и профессионализм.
Бригалда Елена, мама Алексея 7 лет
Кушва